Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

В 1589 г. королём стал Генрих IV Бурбон. Чтобы примирить враждующие стороны, ему пришлось перейти в католичество. Только после этого ему от­крылись ворота Парижа. «Париж стоит мессы» (месса — католическая церковная служба), — по преданию, сказал король, въезжая в столицу. Под его руководством отряды дворян и наёмников по­давили восстание крестьян.

«Жил-был Анри Четвёртый, он славный был ко­роль». Действительно славным делом Генриха IV был Нантский эдикт — закон о веротерпимости, принятый в 1598 г. Господствующей религией ос­тался католицизм, но гугеноты получили свободу вероисповедания и одинаковые с католиками пра­ва. Это был первый в Европе подробно разработан­ный закон о свободе веры (второй в мире после ука­за падишаха Акбара в Индии).

Кроме событий в Германии и Франции к рели­гиозным войнам XVI в. относят и нидерландскую буржуазную революцию.

Религиозные войны принесли странам Европы много бедствий и лишений. И европейцы — кто раньше, кто позже — стали учиться жить друг с другом в согласии независимо от той или иной ре­лигии.

386

 

 

ГЕНРИХ IV

Известный французский писатель Морис Дрюон назвал один из своих исторических ро­манов «Когда король губит Францию». Со­бытия этой книги происходят в XIV в. и не имеют никакого отношения к Генриху IV. Мы вспомнили об  этой  книге  только  потому,   что  Генриха IV, напротив, можно назвать королём, спасшим Фран­цию.

К тому времени, когда Генрих смог предъявить права на королевский престол, Франция, казалось, не существовала как сильное и единое государство. Юг и Север страны уже около 30 лет вели между собой кровавые междоусобные войны, а королев­скую корону примеряли на свою голову предста­вители непокорных феодальных родов. Испанский король Филипп II раздумывал о том, кого из своих ставленников он сможет посадить на французский трон. Уважение к королевской власти исчезло не только среди дворян, но и среди простого народа: в 1589 г. более 100 тыс. парижан вышли на улицы города с зажжёнными свечами. По сигналу они га­сили свои свечи и громко выкрикивали: «Так да погасит Господь династию Валуа!» Парижане име­ли в виду ненавистного им Генриха III, последнего представителя династии Валуа, правившего с 1574 по 1589 г., но доставалось от них и будущему ко­ролю Генриху IV, происходившему из рода Бурбо­нов. После того как последний Валуа был заколот монахом-фанатиком, пробравшимся в королевский лагерь, по Парижу ходили листовки такого содер­жания:

Берегись, Бурбон! Да что там

берегитесь все, кто держит в руке скипетр!..

Наконец-то открылись

священные тайны королевств;

мы поняли, что те короли, о которых сам Господь говорил как о богах,

простые ничтожества.

В этих строках содержалось грозное пророчест­во: двадцатью годами позже, 14 мая 1610 г., кин­жал монаха-иезуита Франсуа Равальяка нанёс смертельную рану Генриху IV Бурбону. Но за про­шедшие 20 лет изменилось многое, и Генрих IV ушёл в мир иной не проклинаемый, но оплакивае­мый народом. Люди видели в нём «доброго» короля — лучшего из всех королей, когда-либо правивших Францией. Народная любовь чаще всего слепа — она превозносит достоинства правителя и снисхо­дительно прощает его недостатки; она видит его на вершине могущества, забывая о днях бедствий и лишений. Генрих IV не сразу стал «спасителем Франции» —• долгое время он губил её вместе со своими врагами и соратниками. Путь, который при­вёл его к славе и народной любви, был усеян от­ступлениями и изменами, нередко его определяли коварство и холодный расчёт. Настоящий Генрих мало походил на «короля-рыцаря», любителя вина


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр  

Hosted by uCoz