Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Последующие годы в Германии прошли в бес­плодных попытках примирения враждующих го­сударств, поиска приемлемой для всех формулы религии. Лютер настаивал на своём варианте (Шмалькаденские статьи), император созвал вновь съезд князей в 1541 г. в Регенсбурге, на котором вели переговоры кардинал Контарини и сподвижник Лютера Меланхтон. Компромисс, заключённый между ними, однако, не был признан Папой рим­ским. Тем временем учение Лютера распространи­лось в ряде новых для него земель Германии — Бранденбурге, Саксонии и некоторых других.

В 1546 г. умер Мартин Лютер. Ослаблением в руководстве протестантов воспользовался Карл, призвавший на помощь войска из Италии и Нидер­ландов и двинувшийся через Тироль на юг Герма­нии против мятежных правителей. Многие из них были вынуждены подчиниться. В 1547 г. импера­торские войска, которыми командовал испанский герцог Альба — будущий душитель нидерландской революции, разбили саксонцев. Саксонский кур­фюрст был приговорён к пожизненному заключе­нию лишь по воле императора. Расправившись со своими противниками, Карл попытался встать во главе частично реформированной церкви, но это ре­шение не признали ни Папа, ни многие феодалы с обеих сторон. В то же время Карл издал указ, ко­торый прозвали «кровавым»: «Воспрещается печа­тать, писать, иметь, хранить, продавать, поку­пать... все печатные или рукописные сочинения Мартина Лютера... и др. ...Воспрещается допус­кать в своём доме беседы или противозаконные сбо­рища... Всякий, кто откроет лицо, заражённое ере­сью, обязан доносить на него...»

На страну обрушилась инквизиция. Север Гер­мании вновь отложился от Карла. Саксонские вой­ска чуть не застали врасплох императора, которого, больного, спешно вынесли на носилках из Инсбру­ка.

Карлу пришлось пойти на мир с князьями-про­тестантами, которым, ко всему прочему, начал по­могать французский король Генрих II. Задача под­чинить себе всю Германию оказалась для императо­ра нереальной, и он отрёкся от престола, передав его своему брату Фердинанду. В Аугсбурге в 1555 г. Фердинанд заключил мир.

«Пусть, — провозглашал договор, — ни его им­ператорское величество, ни курфюрсты, князья и т. д. не чинят никакому чину империи никакого насилия или зла по поводу аугсбургского вероиспо­ведания, но предоставят им в мире придерживаться своих религиозных убеждений...»

Юг и отчасти запад Германии, где было много церковных владений, остались католическими. Се­вер — Саксония, Гольштейн, Бранденбург, Ган­новер, а также Пфальц и Вюртемберг — стал про­тестантским. Эти религиозные границы остались в Германии по существу до наших дней.

385

 

 

Мир был лишь временным... В раз­дробленной стране князья готовы были вновь поссориться, призвав могущест­венных союзников.

Размежевание по религиозному признаку пости­гло во второй четверти XVI в. и Францию. Хотя страна была ещё с конца XV в. централизованной, французский Юг, помнивший ересь альбигойцев и долгое время развивавшийся самостоятельно, был центром оппозиции королевской власти. Независи­мо настроенные горожане Южной Франции, первые буржуа-предприниматели и часть дворян стали кальвинистами. Они повели наступление на цер­ковные владения. От искажённого немецкого слова Eidgenossen — «объединённые» — кальвинистов стали называть во Франции гугенотами. Север и королевский дом остались католическими. Все про­тиворечия и конфликты в стране как бы сплелись в один клубок — непокорность королю местной фео­дальной знати, недовольство горожан тяжёлыми поборами королевских чиновников, выступления крестьян против налогов и церковного землевладе­ния, стремление к самостоятельности буржуазии. Всё это приняло обычные для того времени рели­гиозные лозунги и привело к началу гугенотских войн, чем-то напоминающих наше Смутное время.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр  

Hosted by uCoz