Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

31 октября 1517 г. монах-августинец, препода­вавший по поручению своего ордена богословие в университете города Виттенберг (в Саксонии), при­креплял какие-то листы бумаги к дверям неболь­шой церкви виттенбергского замка. Профессора-мо­наха звали Мартин Лютер (1483—1546 гг.). Расска­жем немного об этом человеке, потому что черты его характера сильно повлияли на ход Реформации в Германии. Дальние предки Лютера были кресть­янского происхождения; от них он унаследовал до-

вольно грубое лицо простолюдина и неискоренимое упрямство, умение твёрдо стоять на ногах во время бедствий. Лютер умел говорить с простыми людь­ми, хорошо писал на языке народа — не случайно его перевод Библии на немецкий язык до сих пор очень популярен в Германии. В то же время Лютер был одним из самых учёных богословов своего вре­мени; вдобавок к этому он был наделён искренним религиозным чувством, способностью глубоко пе­реживать свои отношения с Богом. Несмотря на уп­рямство, Лютер оказался тонким политиком, спо­собным найти сильных союзников и пойти на боль­шие уступки в случае необходимости.

Листы бумаги, вывешенные молодым профессо­ром на церковной двери, содержали 95 возражений Лютера против права Пап прощать грешников, по­купающих отпущение грехов. Против «индульген­ций» (так назывались подписанные Папой доку­менты об отпущении грехов за деньги) выступали тогда многие богословы; Лютер отличался от них только смелостью и резкостью своих речей. Этого, однако, оказалось достаточно, чтобы в считанные дни Лютер стал известен всей Германии. Рядом с ним мгновенно образовался кружок сторонников и единомышленников, настроенных по отношению к Риму ещё более непримиримо, чем он сам. От кри­тики индульгенций «мартинисты» (так их стали на­зывать по имени Лютера) быстро перешли к осуж­дению папства и католической церкви в целом. Окончательный разрыв между Лютером и Римом был закреплён в 1520 г., когда немецкий богослов сжёг во дворе Виттенбергского университета в при­сутствии студентов папское послание об отлучении мятежника от церкви. Этим смелым шагом Лютер поставил себя вне христианского общества Европы, покорного Папе, несмотря на всю критику в его адрес. Лютер готов был утверждать, что он один видит истинного Бога, а миллионы «папистов» заб­луждаются и идут по дороге, ведущей прямо в пре­исподнюю.

Наверное, никто в это время не сомневался, что Лютера ждёт костёр. Похоже, что и сам он при­меривал на себя судьбу Яна Гуса, чешского богосло­ва, сожжённого за выступления против господст­вующего вероучения в 1415 г., за сто лет до начала Реформации. Лютер избежал казни по двум причи­нам: во-первых, в Риме слишком поздно поняли опасность, исходящую из далёкой Саксонии, и дали Лютеру время укрепиться. Посол Папы в Германии доносил в Рим: «Девять десятых Германии кричат «Лютер»; остальная десятая — по меньшей мере — «Смерть римскому двору!». Во-вторых, Лютер хо­рошо использовал подаренную ему передышку — он смог найти себе могущественных покровителей среди немецких князей. Многие из них поняли, что лозунги «доктора Мартина» помогут им обособить­ся не только от Рима, но и от Германской империи. В 1521 г., когда Лютер был вызван на суд императо­ра и осуждён, курфюрст Саксонии Фридрих помог ему бежать в свои владения и укрыл мятежного богослова в одном из замков.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр  

Hosted by uCoz