Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Бродяжничество имело в средние века довольно благопристойный вид, потому что скитальцы посе­щали наиболее известные храмы и монастыри, по­клонялись святым мощам. Такие богомольцы назы­вались паломниками или пилигримами. Считалось, что молитвы нищих лучше всего доходят до Гос­пода, и многие набожные люди просили пилигри­мов помолиться за них в храме; за это странник получал от приютивших его хозяев мелкую монету или кусок хлеба. Средневековые новеллы и расска­зы о жизни святых часто показывают нам радуш­ных и доверчивых хозяев, привечающих бродягу-паломника.

Отношение к обездоленным, больным и убогим в средневековой Европе вообще было довольно тер­пимым. Короли, богатые монастыри и города вы­деляли деньги на содержание приютов для стари­ков и сирот, больниц для бедных, постоялых дворов для пилигримов; раздавали им деньги возле церк­вей. «Наши городские нищие» (так их называли в городских документах) были даже объединены в не­кое подобие цеха; возглавлял этот цех избранный самими нищими старшина, с которым городские власти обсуждали все дела, касающиеся сбора ми­лостыни.

На нищих и бродяг ещё не смотрели как на чу­жаков, отделённых резкой чертой от «порядочных людей» и опасных для общества. Болезнь, неуро­жай, разорение, смерть родственников, выгоняв­шие человека под открытое небо, угрожали всем и каждому. Когда Шекспир придал своему королю Лиру обличив нищего бродяги, эта картина не выз­вала изумления у театральных зрителей. Средне­вековый человек находил привлекательные черты даже в лесных разбойниках, наделяя их благород­ством, справедливостью, особой заботой о бедняках. Наиболее ярко эти черты проявились в любимом герое английских сказаний, Робине по прозвищу «Добрый» (по-английски — «Гуд») из Шервудского

леса. Робин становится разбойником не по доброй воле, но и в лесу он остаётся более достойным чле­ном общества, чем его противники — рыцари и ше­рифы.

Но примерно с 1450—1500 гг. терпимость к ни­щенству и бродяжничеству по разным причинам уменьшается. В Англии и Нидерландах после по­беды протестантизма над традиционным католи­чеством нищенство перестало быть уважаемым за­нятием: считалось, что каждый человек обязан са­мостоятельно зарабатывать на жизнь — этим он ис­полняет свой долг перед Богом. Многие католичес­кие государства испытывали в XVIXVII вв. серь­ёзные экономические трудности и не могли выде­лять большие средства на содержание обездолен­ных. Но главная причина, по-видимому, заключа­лась в другом: широкое распространение наёмного труда в Европе в период позднего средневековья да­вало теперь возможность прокормить себя и людям, не входившим в цех, сельскую общину, лишённым семьи. Толпы бродяг на дорогах вызывали всё боль­шее раздражение у новых капиталистических пред­принимателей; в них видели уже не подобие нищего Христа, а дешёвую рабочую силу, которую следо­вало приставить к делу.

Города начинают закрывать ворота перед окрест­ными оборванцами, наказывая их за незаконный сбор милостыни на городских улицах. Нарушение законов о нищенстве строго каралось: в Кёльне, на­пример, трижды пойманный за незаконным попро­шайничеством бродяга, не входивший в установ­ленное число «наших городских нищих», заканчи­вал свою жизнь на виселице. Городские власти об­ходились с этой опасной публикой без всяких це­ремоний, но ещё более жёстко вела себя по отно­шению к ним королевская власть. В XVI в. англий­ские короли издали целый ряд законов против бро­дяг, которые народ назвал «кровавыми». Согласно этим законам, любой желающий мог захватывать бродяг на дорогах и приставлять их к работе. Не­сколько раз пойманного и бежавшего бродягу клей­мили как уголовного преступника.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр