Предыдущая Следующая
Бродяжничество
имело в средние века довольно благопристойный вид, потому что скитальцы посещали
наиболее известные храмы и монастыри, поклонялись святым мощам. Такие
богомольцы назывались паломниками или пилигримами. Считалось, что молитвы
нищих лучше всего доходят до Господа, и многие набожные люди просили пилигримов
помолиться за них в храме; за это странник получал от приютивших его хозяев
мелкую монету или кусок хлеба. Средневековые новеллы и рассказы о жизни святых
часто показывают нам радушных и доверчивых хозяев, привечающих
бродягу-паломника.
Отношение к
обездоленным, больным и убогим в средневековой Европе вообще было довольно терпимым.
Короли, богатые монастыри и города выделяли деньги на содержание приютов для
стариков и сирот, больниц для бедных, постоялых дворов для пилигримов;
раздавали им деньги возле церквей. «Наши городские нищие» (так их называли в
городских документах) были даже объединены в некое подобие цеха; возглавлял
этот цех избранный самими нищими старшина, с которым городские власти обсуждали
все дела, касающиеся сбора милостыни.
На нищих и
бродяг ещё не смотрели как на чужаков, отделённых резкой чертой от «порядочных
людей» и опасных для общества. Болезнь, неурожай, разорение, смерть
родственников, выгонявшие человека под открытое небо, угрожали всем и каждому.
Когда Шекспир придал своему королю Лиру обличив нищего бродяги, эта картина не
вызвала изумления у театральных зрителей. Средневековый человек находил
привлекательные черты даже в лесных разбойниках, наделяя их благородством,
справедливостью, особой заботой о бедняках. Наиболее ярко эти черты проявились
в любимом герое английских сказаний, Робине по прозвищу «Добрый» (по-английски
— «Гуд») из Шервудского
леса. Робин
становится разбойником не по доброй воле, но и в лесу он остаётся более
достойным членом общества, чем его противники — рыцари и шерифы.
Но примерно
с 1450—1500 гг. терпимость к нищенству и бродяжничеству по разным причинам
уменьшается. В Англии и Нидерландах после победы протестантизма над
традиционным католичеством нищенство перестало быть уважаемым занятием:
считалось, что каждый человек обязан самостоятельно зарабатывать на жизнь — этим
он исполняет свой долг перед Богом. Многие католические государства
испытывали в XVI—XVII вв. серьёзные экономические трудности и не могли выделять большие
средства на содержание обездоленных. Но главная причина, по-видимому, заключалась
в другом: широкое распространение наёмного труда в Европе в период позднего
средневековья давало теперь возможность прокормить себя и людям, не входившим
в цех, сельскую общину, лишённым семьи. Толпы бродяг на дорогах вызывали всё
большее раздражение у новых капиталистических предпринимателей; в них видели
уже не подобие нищего Христа, а дешёвую рабочую силу, которую следовало
приставить к делу.
Города
начинают закрывать ворота перед окрестными оборванцами, наказывая их за
незаконный сбор милостыни на городских улицах. Нарушение законов о нищенстве
строго каралось: в Кёльне, например, трижды пойманный за незаконным попрошайничеством
бродяга, не входивший в установленное число «наших городских нищих», заканчивал
свою жизнь на виселице. Городские власти обходились с этой опасной публикой
без всяких церемоний, но ещё более жёстко вела себя по отношению к ним
королевская власть. В XVI в. английские короли издали целый ряд законов против бродяг, которые
народ назвал «кровавыми». Согласно этим законам, любой желающий мог захватывать
бродяг на дорогах и приставлять их к работе. Несколько раз пойманного и
бежавшего бродягу клеймили как уголовного преступника.
Предыдущая Следующая