Родился 28 октября
1912 года в деревне Прокофьево Городецкого уезда Нижегородской
губернии. Отец - Ворожейкин Василий Иванович (1884-1916). Мать
- Ворожейкина Агафья Александровна (1884-1972). Супруга - Ворожейкина
Валентина Павловна (1915-1988). Дочери: Вера Арсеньевна (1941
г. рожд.), библиотекарь; Ольга Арсеньевна (1946 г. рожд.), инженер.
Сын - Сергей Арсеньевич (1952 г. рожд.), военнослужащий. Супруга
по второму браку - Ворожейкина Лилия Петровна (1935 г. рожд.),
журналист.
Прославленный летчик, не знавший поражений
в самые трудные годы войны, славившийся уникальным мастерством
воздушного снайпера, прирожденный стратег и организатор группового
воздушного боя, воспитатель целой плеяды выдающихся учеников,
Героев Советского Союза - таким вошел в историю Арсений Васильевич
Ворожейкин.
Арсений рос в бедной крестьянской семье. Рано
лишившись отца, погибшего в первой мировой войне, он познал
сиротскую долю, нужду и голод. Но уже с детства он стремился
выйти победителем из трудных жизненных обстоятельств. После
окончания семилетки работал на лесозаводе, был матросом на брандвахте
первой волжской изыскательной экспедиции. Потом прошел рабфак,
отслужил срочную службу в кавалерии. Поступил в Горьковский
сельскохозяйственный комвуз.
Мечта о летной профессии, овладевшая Арсением
Ворожейкиным еще в детстве, привела его в Харьковскую военную
школу летчиков, которую он окончил в 1937 году.
Уже в летной школе в нем проявились редкие
способности воздушного снайпера, посылавшего в мишень - "конус"
вдесятеро больше снарядов, чем требовалось для отличной оценки.
22 июня 1939 года начались бои на реке Халхин-Гол. В воздушном
сражении с японцами он принял боевое крещение: в 30 воздушных
боях на И-16 сбил 6 японских самолетов. Был представлен к званию
Героя, а получил орден Красного Знамени.
В бою с японским летчиком Ворожейкин получил
тяжелое ранение позвоночника. Приговор врачей был беспощаден:
компрессионный перелом трех поясничных позвонков. Однако ни
отчаяния, ни безысходности не было. Напротив, жажда победы определяла
поступки. Досрочно выписавшись из госпиталя, "потеряв"
справку о списании с летной работы, он вернулся в свою часть.
И снова - в небо!
Во всей полноте талант Ворожейкина раскрылся
в годы Великой Отечественной войны. Но перед ней было участие
в советско-финляндской войне. После ее окончания в 1940 году
он получил направление в Военно-воздушную академию и успешно
окончил ее в сентябре 1942 года.
На фронт Великой Отечественной войны Арсений
Васильевич прибыл уже опытным бойцом, имеющим более 100 боевых
вылетов и академическое образование. В сентябре 1942 года Ворожейкин
был направлен в 728-й истребительный авиационный полк на Калининский
фронт. Там, под Торопцем, на И-16 он совершил несколько десятков
боевых вылетов.
Первая победа в Курской битве была одержана
им на Як-7Б. Тогда Ворожейкин сбил новый трехпушечный немецкий
истребитель Ме-109 Г-2. В следующем бою в районе Прохоровки
летчик сбил уже два Ю-87 - первому вспорол "брюхо",
второго сразил неожиданным ударом сверху из облаков.
В одном из боев, спасая своего ведомого Дмитрия
Анина в подбитом самолете, комэск отвлекает внимание на себя,
вступает в схватку с четырьмя "мессершмиттами". Один
против четырех! Позднее в своей книге "Над Курской дугой"
Ворожейкин напишет: "Самолет как бы растворился во мне.
Он стал продолжением моих рук, ног, мыслей. Мгновение решает
успех короткой схватки. Но от такого мгновения, когда в затылок
наводят пушки и пулеметы, в жилах стынет кровь, и секунды кажутся
вечностью". Эту вечность выиграл ас Ворожейкин, сбив два
Ме-109 и подбив третий. Четвертый спасовал, повернул обратно.
Через несколько дней четверка наших пилотов,
атаковав большую группу Хе-111, сбила четыре бомбардировщика.
Два из них - на счету Ворожейкина. В одном из октябрьских боев
1943 года он вновь сбил два Ю-87 в одной атаке: бомбардировщик,
подбитый атакой снизу, с горки, шарахнулся в сторону и врезался
в соседа.
В своей фронтовой жизни Ворожейкин одерживал
победы над "мессерами" и "фоккерами", "юнкерсами"
и "хейнкелями", всегда сочетая трезвый расчет и фантастическую
дерзость. При этом никогда пренебрежительно не отзывался о противнике.
"Воюя, надо знать сильные и слабые стороны врага. Тогда
легче бороться", - говорил комэск летчикам своей эскадрильи.
В начале 1944 года полк перевооружили на Як-9.
Ворожейкин первым сбил на этом истребителе "Фокке-Вульф-190".
На войне случается всякое. Ему доводилось не раз приходить на
помощь товарищам, гореть самому, падать с остановившимся мотором,
приземлять подбитый самолет. В марте 1944 года, сбив фашистского
разведчика "каракатицу" - Хш-123, он сам оказался
подбитым. Каким-то чудом пилоту удалось посадить самолет на
просеку среди болот на территории, занятой врагом. Друзья бросились
на помощь, сумели приземлить на поляне По-2 и вывезти своего
комэска под прикрытием двух "яков", пилотируемых Сергеем
Лазаревым и Алексеем Коваленко.
Во время боевого вылета в район Тернополя на
новой машине Як-9Т с мощной 37-миллиметровой пушкой он заметил
трехмоторный Ю-52, шедший в сторону советских войск. "Юнкерс"
вел себя мирно, турели пулеметов были подняты вверх. Ворожейкин
с ведомым сблизились с транспортником, даже разглядели летчиков,
поднимающих руки, и множество лиц в иллюминаторах. Внезапно
более десятка огненных трасс протянулись к нему с борта "юнкерса":
стрелки и пассажиры, усыпив его бдительность, открыли огонь.
Мгновенно среагировав, Ворожейкин "провалил" машину,
выполнил боевой разворот и длинной очередью сзади буквально
растерзал противника. Позднее, в этом же вылете, он сбил еще
два Ю-52 и Ю-88! Если считать по количеству моторов, уничтоженных
в этом бою, то это был самый "урожайный" вылет в истории
советских ВВС: на четырех сбитых самолетах было 11 моторов.
Свою первую Золотую Звезду Героя Советского
Союза А. Ворожейкин получил 4 февраля 1944 года, когда число
сбитых им самолетов дошло до 46. 19 августа 1944 года ему было
вторично присвоено звание Героя Советского Союза.
В июле 1944 года Арсений Васильевич получает
назначение на должность командира 32-го истребительного авиационного
полка. Вскоре он был переведен на должность старшего инспектора-летчика
Главного управления фронтовой авиации.
В апреле 1945 года над Берлином в паре с майором
Трещевым он настиг реактивный истребитель-бомбардировщик "Арадо".
Последняя новинка гитлеровской военной техники была подбита
и скрылась в дыму.
Генералом неба называли Арсения Ворожейкина
его боевые товарищи и друзья. Да, именно генерал неба: он водил
летчиков в бой, обучал всем тонкостям воздушной борьбы, мастерству
внезапной атаки, умению побеждать. Всего в своей летной карьере
Ворожейкин провел около 400 боевых вылетов, сбил 54 самолета
противника лично (из них 6 - на Халхин-Голе) и 14 в группе.
Трижды был ранен.
После войны Арсений Васильевич командовал авиаполком,
дивизией, был заместителем командующего ПВО Черноморского флота.
В 1952 году окончил Военную академию Генерального штаба. Летал
до 1957 года. Освоил многие типы реактивных самолетов, среди
них Ла-15, Як-15, Як-17, МиГ-15, МиГ-17. В отставку вышел в
звании генерал-майора.
Ныне Арсений Васильевич занимается литературной
деятельностью. Он - член Союза писателей, автор 12 книг, изданных
в нашей стране и за рубежом. В их числе - "Истребители",
"Над Курской дугой", "Рядовой авиации" и
др.
Дважды Герой Советского Союза А.В. Ворожейкин
награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени,
орденами Суворова III степени, Александра Невского, Отечественной
войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, шестью иностранными
орденами, многими советскими и иностранными медалями.
На Нижегородской земле в разные годы установлены
три памятника землякам, легендарным летчикам ХХ века. Отлитые
в бронзе, стоят на приволжских просторах всемирно известный
русский летчик Петр Николаевич Нестеров, автор и первый исполнитель
"мертвой петли" - сложнейшей фигуры высшего пилотажа;
Валерий Павлович Чкалов - легендарный летчик, внесший выдающийся
вклад в разработку различных теоретических исследований, блестяще
применивший на практике свое незаурядное летное мастерство и
Арсений Васильевич Ворожейкин - один из самых результативных
и ярчайших асов советской истребительной авиации.
Живет в Москве.