ЦАПОВ
Иван Иванович

Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации












 

 

Родился 13 ноября 1922 года в деревне Вяльково Гжатского (ныне Гагаринского) района Смоленской области. Отец - Цапов Иван Григорьевич (1888 - 1941). Мать - Цапова Екатерина Ильинична (1886 - 1973). Супруга - Цапова Тамара Ивановна (1926 - 1992). Дети: дочь - Гришина Светлана Ивановна (1946 г. рожд.), врач; дочь - Пушкаренко Татьяна Ивановна (1949 г. рожд.), Заслуженный врач РФ. Сын - Цапов Иван Иванович (1958 г. рожд.), полковник Российской армии. Есть четыре внука и одна внучка, двое правнуков.

Жил и воспитывался Иван в дружной крестьянской семье, был шестым ребенком из десяти. Еще с детства пролетавшие изредка над Смоленщиной самолеты привлекали внимание Ивана, будоражили его фантазию. Он мечтал овладеть этой птицей, полетать на ней выше облаков.

Окончив семилетку, переехал в Москву к старшей сестре Прасковье Ивановне. Учился в ФЗУ завода "Борец". Получив 4-й разряд, работал на этом же заводе модельщиком.

Мечта о небе не оставляла его. В 1938-1939 годах Иван Цапов учился в авиационном клубе Осоавиахима Дзержинского района Москвы. Летал на самолетах У-2 и УТ-2. Желание стать военным летчиком привело его в Серпуховскую авиационную школу. Там обучался летать на истребителях И-15бис. После выпуска младшего лейтенанта Цапова назначают в 5-й истребительный авиационный полк 61-й авиабригады Краснознаменного Балтийского флота.

Первый боевой вылет 18-летний офицер совершил 22 июня 1941 года на прикрытие Кронштадтской военно-морской базы от налета вражеской авиации. Вместе с боевыми друзьями он вел разведку, участвовал в бомбо-штурмовых ударах по вражеским колоннам на дорогах, охранял корабли Балтийского флота и небо над Ленинградом. Очень важное задание выполняли истребители Иван Цапов, Александр Мироненко, Анатолий Нефедов, Дмитрий Петрухин, прикрывая на острове Саарема корабли Балтийского Флота и аэродром, с которого балтийские бомбардировщики первыми летали бомбить Берлин. Словом, уже в первые недели войны младший лейтенант Цапов прошел весьма солидный курс боевого применения авиации и ее оружия.

В то напряженное время, в самом начале войны, Цапов нередко совершал по 7-9 боевых вылетов в сутки с различными заданиями. Победа приходила в результате смелых действий в воздушных боях, бомбоштурмовых ударов по войскам и технике противника с использованием атаки со стороны солнца или с темной части неба.

Осенью 1941 года Цапова перевели в 71-й истребительный полк. Командир полка А. Коронец ни о чем не расспрашивал молодого летчика, потому что не раз видел его в боях над Таллином, островом Саарема, над морем, во время штурмовок фашистских колонн.

В начале первой военной зимы туманы и низкая облачность часто сводили на нет усилия воздушных разведчиков. Решили "привязать" истребители к блестящим на свету железнодорожным рельсам, и летчики успешно действовали в направлениях Петергофа, Веймарна, Красногвардейска. Ориентируясь по рельсам, однажды истребители обнаружили большой железнодорожный состав противника. Тройка "чаек" шла на высоте 30-40 метров. Цапов реактивными снарядами поразил паровоз, а его друзья пулеметным огнем атаковали вагоны и платформы с боевой техникой и людьми. Все это рухнуло с насыпи, охваченное пламенем пожара.

Весной 1942 года на одном из участков Ленинградского фронта создалась угроза прорыва. На помощь войскам, оборонявшим город, снова пришли балтийские летчики. В условиях плохой видимости, при дожде и мокром снеге Цапов и его товарищи не раз штурмовали фашистские войска. В одном из полетов "чайка" Цапова была повреждена зенитным снарядом. Но из боя он не вышел, атаковал голову вражеской колонны и сумел-таки довести машину на свой аэродром. За смелость и находчивость Цапов получил орден Красного Знамени.

В начале 1943 года Цапов снова оказался в полку, в котором начинал войну. Только теперь он уже назывался 3-м гвардейским. Летчик И. Цапов, тоже ставший гвардейцем, с удвоенной энергией громил врага над Ленинградом. Как-то над линией фронта произошел жаркий бой трех новых истребителей ЛаГГ-3 с четырьмя "мессерами". Две машины врага были подбиты, но и наш летчик А. Потемкин вынужден был покинуть загоревшийся истребитель. По куполу его парашюта гитлеровцы открыли пулеметный огонь. На помощь товарищу устремились Цапов и Каберов, спасли его. Сохранился документ, характеризующий бесстрашного фронтовика: "Иван Цапов обладает чувством взаимной выручки в бою и, не считаясь с опасностью для себя, выручает товарищей в трудную минуту... Мастерски владея вверенной ему машиной, грамотно и эффективно использует ее тактико-технические данные, кропотливо, настойчиво и умело передает свой опыт молодым летчикам". И не случайно боевого фронтовика, умелого воспитателя Ивана Цапова назначают сначала заместителем командира эскадрильи, а вскоре и комэском.

Когда наши войска погнали оккупантов от Ленинграда, командование решило высадить десант морской пехоты на побережье Нарвского залива. Командиру эскадрильи И. Цапову было приказано прикрыть с воздуха корабли высадки. Группа наших истребителей сбила в бою четыре "юнкерса" и один "фокке-вульф". Остальные вражеские самолеты беспорядочно сбросили бомбы в воду и удалились. Пример отваги, решимости и мастерства Цапов проявил 28 мая 1944 года, когда его шестерка, прикрывая тральщики в море, завязала бой против 28 "юнкерсов" и 18 "фокке-вульфов". Ни одна бомба тогда не упала на наши корабли.

В последующих боях И.И. Цапов совершил 46 успешных штурмовых действий по войскам и кораблям противника и произвел около 80 воздушных разведок. 8 мая 1945 года он прибыл на Дальний Восток, где участвовал в войне против Японии в должности заместителя командира истребительного авиационного полка.

В конце июля 1944 года Ивану Цапову было присвоено звание Героя Советского Союза. Всего он совершил 546 боевых вылета, участвовал более чем в 80 воздушных боях. Сбил лично 13 и в группе 11 самолетов противника.

После войны И. Цапов окончил Военно-Воздушную академию в Монино, Военную академию Генерального штаба и Высшие академические курсы при Академии Генштаба. Летал на многих реактивных истребителях и дальних перехватчиках, обучал молодых пилотов. В Вооруженных Силах И.И. Цапов прослужил 46 лет, прошел путь от рядового летчика до первого заместителя командующего войсками округа ПВО страны. Был представителем Главного Командования Объединенных Вооруженных Сил стран - участниц Варшавского Договора в венгерской Народной армии. Уволен из армии в октябре 1985 года с должности генерала-инспектора Войск ПВО страны - заместителя начальника Главного штаба Войск ПВО по вопросам ПВО дружественных стран.

Герой Советского Союза И.И. Цапов награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденами Красной Звезды, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени, венгерским орденом Красная Звезда, более чем 20 медалями, в том числе болгарской, венгерской, немецкой, польской, корейской, монгольской. Всего у него 47 наград.

Во время службы в армии занимался спортивными играми (волейбол, баскетбол). Увлекается рыбалкой и охотой. Большой любитель шахмат.

Живет в Москве


© Международный Объединенный Биографический Центр