ТИМОФЕЕВА-ЕГОРОВА
Анна Александровна

Герой Советского Союза












 

 

Родилась 23 сентября 1916 года в деревне Володово Кувшиновского уезда Тверской губернии, в семье крестьян. Отец - Александр. Мать - Степанида Васильевна. Супруг - Тимофеев Вячеслав Арсеньевич. Дети: Петр (1946 г. рожд.), окончил военное училище, академию, военный летчик; Игорь (1948 г. рожд.), окончил горный институт, инженер.

После смерти мужа у Степаниды Васильевны осталось восемь детей, прокормить всех было трудно, и Аню отдали в школу золотошвей в город Торжок. Потом старший брат Василий взял сестренку в Москву - он был депутатом Моссовета, рабочим фабрики "Москвошвей" № 5.

Жизнь в Москве началась с метростроевского ФЗУ "Стройуч". Затем работа арматурщицей в шахте будущей станции метро "Красные ворота", одновременно учеба на рабфаке, а позднее в планерной школе метростроевского аэроклуба. В 1939 году Анна Егорова окончила Херсонскую школу летчиков Осоавиахима, став летчиком-инструктором аэроклуба в городе Калинине, обучила летать 42 курсантов.

С лета 1941 года младший лейтенант Анна Егорова в 130-й отдельной авиаэскадрилье связи Южного фронта. За выполнение ответственных заданий в тот период награждена орденом Красного Знамени. С осени 1942 года Егорова - в учебно-тренировочном авиаполку - осваивает самолет-штурмовик Ил-2.

Боевая работа продолжается в 805-м штурмовом авиаполку 230-й штурмовой авиадивизии на Северо-Кавказском фронте: полеты на Малую землю, Голубую линию фашистской обороны, штурмовка танков, боевых кораблей, налеты на аэродромы, железнодорожные узлы, эшелоны с боевой техникой и живой силой противника. Здесь в конце мая 1943 года за выполнение особого задания командующего фронтом генерала И. Е. Петрова Анна Егорова отмечена вторым орденом Красного Знамени.

Летом 1943 года - перелет на 1-й Белорусский фронт. 805-й штурмовой авиаполк входит в 197-ю штурмовую авиадивизию, которой командует полковник В. А. Тимофеев. С ним позднее ее навсегда соединит судьба. Здесь Анна Егорова уже штурман полка.

...7 июля наши войска освободили от немцев город Ковель. Штурмовики перелетели на один из аэродромов в этом районе. Однажды там было приказано произвести разведку дорог, скоплений войск противника и заснять все на пленку. На задание отправилась Егорова. По пути она завернула к соседям - за истребителями прикрытия. Те уже ждали и, едва "горбатый" показался, взлетели. "Буду вести визуальную разведку и фотографирование. Пожалуйста, далеко не отходите, прикройте. Ясно? Прием..." - связалась Анна по радио с ведущим истребителем. Обычно следует ответ: "Вас понял", - повторяется задача или что-то уточняется. А тогда после короткой паузы нарастяжку раздался тенорок: "Эй, "горбатый", чего пищишь, как баба? - И тут же с укором: - А еще штурмовик... Противно слушать!"

Воздушная разведка с фотосъемкой под огнем противника - дело не простое. Когда задание было выполнено, о чем Егорова сообщила по радио, ей передали со станции наведения: "Спасибо, Аннушка!"

"Тут истребители будто с ума сошли, - вспоминает Анна Александровна. - Такое начали выделывать вокруг моего самолета! Кто "бочки" крутит, кто перевороты... Машут мне руками из кабин. Так и провожали меня до аэродрома..."

Но вот 20 августа 1944 года летчики-штурмовики, вернувшиеся с задания, доложили, что самолет Егоровой был подбит и экипаж погиб в районе цели. Командование полка и дивизии представило старшего лейтенанта Егорову "за героические подвиги, проявленные в боях по уничтожению живой силы и техники противника", к званию Героя Советского Союза. В наградном листе сообщалось: "Совершила 277 успешных вылетов на самолетах По-2 и Ил-2. Лично уничтожила (длинный перечень танков, орудий, минометов, автомашин, барж, повозок с грузами, живой силы противника)..." Матери Анны Егоровой, Степаниде Васильевне, в деревню Володово отправили похоронную...

Однако смерть - в который уж раз! - отступила от Анны. Ее выбросило из горящего штурмовика. Перед самой землей тлеющий парашют не полностью, но раскрылся и, когда после сильного удара Анна пришла в себя и увидела солдата в серо-зеленой форме, она поняла: "Это - плен!.."

Спустя годы, в западногерманском журнале "Дойче фальширмелгер" появятся воспоминания о "кромешном аде Восточного фронта" - боях на Магнушевском плацдарме. Гитлеровский офицер-десантник напишет: "Под ударами авиации русских мы пережили в тот день очень тягостное состояние. Мне как раз что-то нужно было на перевязочном пункте, и там я был свидетелем такого случая. С передовой на санитарной повозке привезли русского летчика. Парень выглядел довольно-таки сильно искалеченным в своем обгоревшем, разорванном в лохмотья комбинезоне. Лицо было покрыто маслом и кровью. Солдаты, которые его доставили, рассказывали, что летчик выбросился из горящего боевого самолета и опустился около их позиций. Когда в санитарной палатке сняли с него шлем и комбинезон, все были ошеломлены: летчик оказался девушкой! Еще больше поразило всех присутствующих поведение русской летчицы, которая не произнесла ни единого звука, когда во время обработки с нее снимали куски кожи... Как это возможно, чтобы в женщине была воспитана такая нечеловеческая выдержка?!"

Звание Героя Советского Союза Анне Александровне Тимофеевой-Егоровой присвоено 6 мая 1965 года. Она награждена орденами Ленина, двумя - Красного Знамени, двумя - Отечественной войны I степени и многими медалями.

Одна из трех-четырех женщин, освоивших самолет-штурмовик - по определению немцев, "черную смерть", - она рассказала о тех суровых днях боевой работы на фронтах Великой Отечественной войны в своих книгах "Держись, сестренка!..", "Я - "Береза". Как слышите меня?". В них и ответ тому немцу-десантнику с Магнушевского плацдарма: "Образ Родины придавал нам силы, вселял веру в нашу победу. И мы выстояли - всем смертям назло!"

Увлечение этой легендарной женщины России - три ее милые внучки, которые безмерно любят свою неповторимую бабушку.


© Международный Объединенный Биографический Центр  

 
Hosted by uCoz