Родился 19 декабря
1919 года в Москве, в многодетной семье железнодорожника-путейца.
Отец и мать рано умерли, в четырехлетнем возрасте остался сиротой.
До 1935 года рос и воспитывался в детских домах Москвы и Волоколамска.
С 1935 по 1937 год учился на рабфаке имени Артема (Москва),
по окончании которого выбрал профессию военного инженера-строителя.
Стал слушателем Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева,
старательно постигал азы фортификации, оборонительного строительства,
делая важные шаги к профессионализму на избранном поприще. В
апреле 1941 года по окончании академии Н.Ф. Шестопалов был направлен
на обустройство новой государственной границы с Румынией в качестве
начальника строительного участка. Тогда на западных рубежах
страны создавалась широкая система фортификационных оборонительных
сооружений, возводились укрепрайоны, велось строительство полевых
и стационарных аэродромов, строились мосты и автодороги.
Н.Ф. Шестопалову хорошо запомнились высокие темпы строительства,
трудовой энтузиазм военных строителей, горячее стремление людей
сократить сроки сдачи объектов, сделать их прочнее и надежнее.
К сожалению, тогда не удалось выполнить все задуманное и запланированное.
Однако к 22 июня 1941 года на западном пограничье 2500 железобетонных
сооружений были готовы встретить немецко-фашистских захватчиков
смертельным огнем.
И вот с тех пор на протяжении нескольких десятков лет Н.Ф. Шестопалов
был тесно связан с оборонительным, специальным и общевойсковым
строительством. Стройка прошла через всю его жизнь. Она наполняла
ее большим и важным содержанием. Позднее Николай Федорович скажет:
«Я отдавал ей себя полностью, без остатка, честно трудился,
добиваясь нужных результатов. С молодых лет мне хорошо знакомо
чувство исполненного долга, когда в установленный срок и с хорошим
качеством сдаешь объект».
Н.Ф. Шестопалов встретил войну 22 июня 1941 года в районе города
Черновцы и до последнего ее дня, как говорится «от звонка до
звонка», находился в действующей армии. Большая работа проведена
им в системе оборонительного строительства на Южном, Брянском,
Воронежском фронтах на разных инженерно-командных должностях.
Непосредственно в ходе создания укрепленных рубежей и заграждений
участвовал в боевых действиях.
С 1943 года слагаемые фронтовой науки Николай Федорович постигал
в должности бригадного инженера 22-й гвардейской мотострелковой
бригады 6-го гвардейского танкового корпуса 3-й гвардейской
танковой армии, которой командовал прославленный генерал П.С.
Рыбалко, в составе 1-го Украинского фронта. Н.Ф. Шестопалову
довелось заниматься организацией инженерного обеспечения войск
и при форсировании Днепра, Вислы, Одера, Нейсе, обезвреживать
минные поля и другие взрывные заграждения. Участвовал в захвате
Букринского плацдарма, в боях по освобождению городов Киева,
Львова, Кракова и других. Нелегкими фронтовыми дорогами сквозь
пекло войны Николай Федорович прошел до самого Берлина, а затем
принимал участие в освобождении Праги.
Конечно, фронтовые пути были суровыми испытаниями, школой быстрого
возмужания. В ходе выполнения сложнейших боевых задач оттачивались
профессиональные знания, навыки, росло мастерство военного инженера
Н.Ф. Шестопалова. Фронтовые условия рано приучили его брать
всю полноту ответственности на себя. Ему хорошо знаком ратный
труд солдата-сапера, его повседневный героизм. Часто под огнем
противника доводилось наводить переправы, строить мосты, создавать
огневые точки, фортификационные сооружения, заграждения и т.д.
Строить приходилось вручную, как правило, всего лишь с помощью
топора, пилы, саперной лопаты.
Было важно не только найти оптимальное инженерное решение, не
только наилучшим образом претворить его в жизнь, но и выполнить
работу точно к назначенному часу, так как от этого зависел успех
войсковых операций. Фронт требовал от человека полной самоотдачи.
На войне в людях высоко ценились честность, порядочность, верность
слову и долгу. И эти важные нравственные качества прочно закладывались
в характере и облике будущего крупного руководителя военно-строительного
производства.
Сразу же после окончания войны майор Н.Ф. Шестопалов был назначен
старшим производителем работ Управления военно-полевого строительства
ВС СССР в Германии, где осуществлял мероприятия по уничтожению
военных объектов.
В конце 40-х годов перед военно-строительными органами была
поставлена масштабная задача по созданию широкой сети военных
аэродромов. В связи с этим в составе военного ведомства создается
Центральное управление капитального аэродромного строительства.
В течение десяти лет Н.Ф. Шестопалов добросовестно служил и
трудился в данной структуре. Командуя аэродромно-строительным
батальоном, работая начальником производственного отдела и главным
инженером аэродромно-строительных полков, он строил современные
аэродромы ВВС в Туркмении, Прибалтике, Белоруссии, на Украине,
на территории России. С его участием построено около .двадцати
аэродромов с сопутствующими сооружениями инженерного обеспечения.
С 1960 по 1962 год Н.Ф. Шестопалов — начальник строительного
управления Белорусского военного округа. С 1962 и по 1969 год
— заместитель командующего войсками Белорусского военного округа
по строительству и расквартированию войск. С 1969 года — на
руководящих должностях в Центральном аппарате строительно-квартирных
органов Министерства обороны СССР: начальник Главного военно-строительного
управления Минобороны (1969—1972), первый заместитель начальника
строительства и расквартирования войск (1972—1978). С 1978 и
по 1988 год — заместитель министра обороны СССР по строительству
и расквартированию войск, военный инспектор-советник группы
Генеральных инспекторов Министерства обороны (1988—1992).
Известно, что «холодная война», объявленная Западом нашей стране
вскоре после разгрома фашистской Германии, набирала обороты
в 60—80-е годы. В ответ на усиление агрессивности империализма,
возрастание военной опасности с его стороны, на развертывание
в США ракетно-ядерного оружия, нацеленного на СССР и его союзников,
в нашей стране были предприняты меры по созданию собственного
ракетно-ядерного оружия.
Огромный вклад в создание ракетно-ядерного щита Родины внес
военно-строительный комплекс Министерства обороны СССР. В короткие
сроки создавались уникальные высокозащищенные фортификационные
боевые ракетные комплексы и объекты в отдаленных и необжитых
регионах страны. Многое приходилось делать впервые, без предшествующего
опыта. Но была атмосфера высокого патриотизма. Трудились по-фронтовому,
брали рубеж за рубежом. Времени было в обрез — постоянно поджимали
сроки.
В начале 70-х годов Н.Ф. Шестопалов, тогда первый заместитель
Начальника строительства и расквартирования войск, осуществлял
непосредственное руководство Главными и Центральными управлениями,
научными и проектными организациями Минобороны, которые выполняли
проектирование и возведение важнейших специальных оборонных
объектов. Эти уникальные сооружения строились в полном соответствии
с требованиями научно-технического прогресса. К качеству монтажа
и испытанию инженерно-технических систем и целых комплексов
предъявлялись очень высокие требования по надежности. Для их
возведения применялась сложная и постоянно совершенствующаяся
технология строительно-монтажных работ, специальные материалы.
В ходе строительства постоянно поддерживалась связь с научными
учреждениями, конструкторскими бюро, многочисленными министерствами,
ведомствами, субподрядчиками, заводами-поставщиками, плановыми
органами.
В последующем Н.Ф. Шестопалов руководил широкомасштабными работами
и по модернизации созданных ранее позиционных районов базирования
боевых ракетных комплексов стратегического назначения, которые
обеспечили повышенную устойчивость и живучесть от средств поражения
вероятного противника.
Была отработана оптимальная технология модернизации пусковых
установок и других сооружений боевых ракетных комплексов, которая
стала базовой для объектов в различных регионах страны. Для
ее осуществления потребовалась разработка комплекса уникальных
механизмов и оборудования. Их создали в тесном содружестве специалисты
проектно-конструкторских, строительно-монтажных организаций
Минобороны и Минмонтажспецстроя. За счет этого индустриальность
и сборность достигли 75-80% при хорошем качестве работ и сокращении
сроков ввода объектов в эксплуатацию. Работа эта требовала высочайшей
организованности, широкого профессионализма, умения координировать
деятельность многочисленных участников строительного производства.
В итоге исследованиями прочности шахтных пусковых установок
после их модернизации установлено, что стратегические боевые
ракетные комплексы имеют защищенность выше требуемого расчетного
уровня.
Н.Ф. Шестопалов вместе со многими выдающимися руководителями
и специалистами страны участвовал в разработке и осуществлении
идей по совершенствованию и созданию в 70—80-е годы системы
предупреждения ракетного нападения, противоракетной обороны,
системы контроля космического пространства, высокозащищенных
командных пунктов, пунктов управления и узлов связи, современных
военно-морских баз, военных аэродромов и т.д. Был обеспечен
запуск космического корабля «Буран» с полигона «Байконур».
Одновременно в этот период под руководством Н.Ф. Шестопалова
создавалась хорошая материально-техническая база Вооруженных
Сил. Руками военных строителей создано много замечательных,
уникальных объектов административного, спортивного, учебного
и лечебно-оздоровительного характера. В их числе — главное здание
Министерства обороны на Арбате, комплексы зданий Академии Генерального
штаба и ряда ведущих военных вузов, футбольно-легкоатлетический
комплекс ЦСКА, здания госпиталей имени Мандрыки и Бурденко,
санатории «Марфино», «Архангельское» и др. Построено также большое
число военных и жилых городков со всей необходимой инфраструктурой
в большинстве регионов страны. Николай Федорович принимал непосредственное
участие в отработке архитектурных, строительных и объемно-планировочных
решений, организации строительства и руководстве при создании
многих из этих объектов.
Постоянно уделял большое внимание вопросам повышения эффективности
капитального строительства и технического уровня военно-строительного
производства.
В своей работе Николай Федорович активно опирался на помощь
таких опытных руководителей, знающих свое дело военных инженеров-строителей,
как генералы К.М. Вертелов, Л.В. Шумилов, В.И. Иванков, А.А.
Сазонов, М.Л. Штерн, В.Н. Чаркин, С.А. Спирин, В.К. Орловский,
Н.В. Грязнов, Л.Н. Котов, Е.И. Майков, М.П. Климов, Г.И. Доманин,
С.С. Костромин, И.Т. Чернышев, О.К. Аниканов, А.С. Михайловский,
А.И. Боровцев.
Заслуги Н.Ф. Шестопалова перед Отечеством, его вклад в укрепление
обороноспособности страны высоко оценены государством. В мае
1981 года Указом Президиума Верховного Совета СССР ему присвоено
воинское звание маршала инженерных войск. Награжден орденами
Ленина, Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного
Знамени, двумя орденами Красной Звезды, тремя орденами Отечественной
войны, четырьмя орденами иностранных государств, 40 медалями.
Н.Ф. Шестопалов — лауреат Государственной премии, Заслуженный
строитель РСФСР. И сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, конкретными
советами оказывает помощь в решении практических задач военно-строительному
комплексу.
Успехи в службе Николая Федоровича во многом определяли крепкие,
надежные семейные узы, верная многолетняя любовь его супруги
Сайяры Гейдаровны. Эта обаятельная, улыбчивая и добродушная
женщина всегда создавала в доме уют и тепло. Несколько лет назад
любящие супруги отметили золотую свадьбу. Они познакомились
на фронте. Сайяра Гейдаровна в 17-летнем возрасте ушла добровольцем
в действующую Красную Армию и служила в 3-й гвардейской танковой
армии. Они вырастили и воспитали дочь и сына, честных и порядочных
людей. У них четверо внуков. Дочь — Тамара Николаевна, музыкант
по образованию, окончила Минскую консерваторию. Сын — Олег Николаевич,
военнослужащий, полковник. Окончил Военно-инженерную академию,
по специальности — военный инженер-строитель. Пошел по стопам
отца.
В молодые и зрелые годы Н.Ф. Шестопалов любил заниматься спортом,
предпочтение отдавал волейболу, теннису, лыжам, конькам. Очень
любит игру в шахматы.
Судьба и вся деятельность по жизни и службе маршала инженерных
войск Н.Ф. Шестопалова — пример беззаветного служения Родине.
Живет в Москве.