ПРОХОРОВ
Алексей Николаевич

Дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации












 

 

Родился 19 января 1923 года в селе Рождественское Поворинского района Воронежской области, в семье сельского священника. Отец - Николай Николаевич (1895-1963), окончил семинарию и поступил на физико-математический факультет Юрьевского университета в городе Тарту. После смерти отца в 1918 году он как старший в семье стал священником в церкви в селе Калмык (ныне село Октябрьское). В 1921 году переехал в село Рождественское, где продолжал служить в церкви. В 1937 году по ложному обвинению был осужден и выслан в Коми. Вернулся лишь летом 1943 года. Работал в лесничестве, потом почтальоном и начальником почтового отделения в городе Борисоглебске. Мать - Лариса Васильевна (1900-1973), окончила женскую гимназию, музыкальную школу и медицинское училище, до войны занималась ликвидацией эпидемии малярии, участница Великой Отечественной войны. Супруга - Галина Михайловна (1923 г. рожд.), в годы войны пережила блокаду Ленинграда. Сыновья: Владимир (1949 г. рожд.), летчик-испытатель 1-го класса, Заслуженный летчик-испытатель РФ, участник войны в Афганистане; Николай (1951 г. рожд.), авиационный инженер, участник ликвидации последствий чернобыльской трагедии. Дочь - Марина (1962 г. рожд.).

Еще в школе Алексей страстно мечтал о небе. И не только мечтал, но и готовил себя к нелегкой и опасной профессии летчика. В 1939 году он поступил в аэроклуб, который окончил одновременно со средней школой. Его направили в Балашовскую школу военных летчиков. Учился он с большим желанием, освоил несколько типов самолетов.

После гибели родного брата Виктора на дальних подступах к Москве в августе 1941 года Алексей дал клятву после окончания училища и отправки на фронт воевать за двоих.

Завершив учебу, в конце декабря 1942 года летчик-штурмовик Ил-2 сержант Алексей Прохоров прибыл на Ленинградский фронт. На всех вновь прибывших в 15-й гвардейский Невский авиаполк 277-й штурмовой авиадивизии самолетов не хватило. За новыми штурмовиками, построенными на средства жителей города Щелково, пришлось лететь на подмосковный аэродром. Вернулись лишь 10 марта 1943 года.

19 марта на одном из подаренных "илов" с надписью на борту "Щелковский штурмовик" Алексей Прохоров отправился на первое боевое задание. Предстояло уничтожить немецкую артиллерийскую батарею в районе Гатчина, Тосно. В дальнейшем он летал на штурмовку позиций дальнобойной артиллерии противника, которая обстреливала Ленинград. Настроение у молодых летчиков было приподнятое. Преодолев ураганный огонь вражеских зениток, "илы", которых немцы называли "черной смертью", наносили точные удары по целям.

Положение на фронте было тяжелым, Ленинград находился в блокаде. Аэродром, расположенный на крохотном пятачке севернее города, был зажат в тиски между Финским заливом, Ладожским озером, Карельским перешейком и рекою Невой, подвергался налетам немецких бомбардировщиков. В этих условиях летчики быстро мужали, приобретали боевой опыт и воинское мастерство, изыскивали новые тактические приемы боев, которые приносили наибольшие результаты в борьбе с воздушным врагом. Алексей Прохоров имел уже около 180 боевых вылетов.

14 января 1944 года началась широкомасштабная Ленинградско-Новгородская наступательная операция советских войск с целью полного снятия блокады Ленинграда. Боевой приказ получили и летчики 15-го гвардейского штурмового полка. В то утро землю покрыл сильный туман, но командование все же решило поднимать в воздух по 1-2 экипажа. Задача ставилась весьма сложная: обнаружить движение вражеских войск, особенно танков, на участке нашего прорыва и нанести бомбовые удары по противнику.

Экипажи Алексея Прохорова и Владимира Алексенко поднялись в воздух одновременно. Туман стоял такой густой, что не видно было даже плоскостей своих самолетов. К счастью, тумана был низким. Пробив его и поприветствовав качанием крыльев друг друга, летчики направились по намеченному маршруту. Набрав высоту 700 - 800 метров, они подошли к линии фронта. Внизу, в разрыве облаков, была видна шоссейная дорога, по которой двигались танки и моторизованные части немцев. Снизив скорость и высоту, Прохоров и Алексенко дважды прошлись над вражеской техникой, нанося сокрушительные удары.

Сбросив все имевшиеся бомбы и выпустив реактивные снаряды точно в скопление техники и войск противника, отважные летчики по радио доложили о выполнении боевого задания и направились на свой аэродром. Но тут самолет Алексенко был атакован сзади истребителем противника. Владимир резко развернул свою боевую машину вправо и скрылся в густых облаках. Прохоров не успел произвести необходимый маневр, и немецкий истребитель ударил по хвостовой части его самолета. Было нарушено управление, прекратилась внутренняя и внешняя связь. А сверху из облаков появились еще "Мессершмитты". Их было четверо, а Прохоров - один. К тому же на его самолете была повреждена приборная доска и управление: стрелки приборов остановились, мотор давал перебои, охлаждающая жидкость непрерывно попадала Алексею в лицо.

Но он не упал духом, одно желание владело им: во что бы то ни стало вырваться из огненного кольца. И ему это удалось. Истерзанная машина не слушалась, теряла высоту. Собрав все силы, он заставил самолет планировать к земле. Вражеские истребители азартно преследовали падающий штурмовик, поливая его огнем из пулеметов.

К счастью, неожиданно заработал молчавший до этого пулемет воздушного стрелка Владимира Криванова, и Прохоров увидел, как факелом понесся к земле нагло преследовавший его истребитель врага.

А тут снова беда: с земли по самолету Прохорова ударила пулеметная очередь. Самолет упал, еле дотянув до линии фронта. Он уткнулся носом в воронку от снаряда и раскололся.

С трудом выбравшись из поврежденной кабины, Прохоров в первую очередь оказал помощь тяжело раненному стрелку. Тот чудом остался жив: его спасла разбитая вражеским снарядом патронная лента, заклинившая пулемет. По этой причине Криванов в начале боя не стрелял - плоскогубцами он выправлял стальную ленту. Исправив, заслал несколько патронов в пулемет и короткой, но меткой очередью сбил вражеский истребитель.

Прохоров дважды выстрелил из сигнальной ракетницы в воздух, давая знать своим, что требуется помощь. Вблизи упавшего самолета находился блиндаж, из которого вышли два бойца с санитарной сумкой. Они отвели Криванова в медсанбат, где из его тела извлекли около 40 осколков.

Получив новый самолет, А. Прохоров стал летать с другим воздушным стрелком. Через месяц из госпиталя вернулся Владимир Криванов, и их боевая дружба продолжалась до самого конца войны.

При выполнении боевых заданий всякое случалось: только в течение одного года Прохорову приходилось четыре раза совершать вынужденные посадки без шасси в различных условиях местности, а потом с невероятным трудом и опасностями добираться до расположения своих войск. Пришлось пережить и много других невзгод, связанных с пребыванием на фронте. Свой последний боевой вылет он совершил 8 мая 1945 года в районе города Эльбинг.

К концу войны гвардии капитан А.Н. Прохоров имел 238 боевых вылетов. 19 апреля 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а 29 июня 1945 года он был награжден второй медалью "Золотая Звезда". Среди его боевых наград: орден Ленина, три ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, два ордена Отечественной войны I степени, два ордена Красной Звезды, орден "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени, многие медали.

В послевоенное время Алексей Николаевич Прохоров, окончив Военно-воздушную академию в Монино, долго летал, командовал полком, работал преподавателем на кафедре Военно-Воздушных Сил Военной академии имени М. В. Фрунзе. Потом был заместителем начальника Высшего авиационно-инженерного училища в Иркутске, передавал свой богатый боевой опыт офицерам молодого поколения.

В ноябре 1976 года А.Н. Прохоров получил звание генерал-майора авиации и в 1979 году вновь возвратился в Академию имени М.В. Фрунзе на должность старшего преподавателя. В 1987 году переведен временно на должность начальника отдела службы безопасности полетов Военно-Воздушных Сил. С этой должности в 1988 году он был уволен по состоянию здоровья.

Отдавший авиации 48 лет, Алексей Николаевич не смог сидеть сложа руки и активно включился в общественную работу. Он много встречается с молодежью - будущими защитниками Отечества. Ему, фронтовику, есть что вспомнить, есть о чем рассказать.

Живет в Москве.


© Международный Объединенный Биографический Центр  

 
Hosted by uCoz