Родился 23 февраля
1920 года в городе Иркутске. Отец - Краузе Иван Иванович (1887
г. рожд.). Мать - Краузе Прасковья Федоровна (1889 г. рожд.).
Женат вторым браком. Первая супруга - Петрова Людмила Петровна
(1923-1979). Вторая супруга - Данилина Елизавета Федоровна (1923
г. рожд.). Дочери: Лукина Елена Ивановна (1950 г. рожд.), Перегонцева
Галина Ивановна (1950 г. рожд.). Внуки - Людмила и Андрей.
Семья Краузе была большой и дружной. В ней
росли пятеро детей: три мальчика - Владимир, Евгений и Иван,
и две девочки - Анастасия и Галина. Иван был младшим. С детства
мальчик пристрастился к рыбалке, благо что жили они на самом
берегу Ангары. Нередко всей семьей выезжали в тайгу на заготовку
грибов, ягод, кедровых орехов.
В 1930 году Краузе переехали в Москву. В эти
годы первое место в жизни Ивана занимал спорт. Увлечен им он
был страстно. Особенно преуспел Иван в волейболе, чему способствовали
и его физические данные: высокий (метр девяносто) рост и небольшой
(70 килограммов) вес. Он играл в сборной юношеской команде Москвы
в качестве главного нападающего. Затем в течение нескольких
лет выступал в команде мастеров московского "Локомотива".
Тогда Иван не мог себе даже представить, что судьба его вскоре
изменится и в будущем он станет профессиональным актером, знаменитым
басом.
Театр, музыку, пение в семье любили еще со
времен Иркутска. Тогда в городе не было постоянной артистической
труппы, и отец с матерью старались не пропускать гастролей приезжих
артистов. У них было немало друзей в артистической среде. Особенно
подружились они с солистом Мариинского театра замечательным
тенором Лабинским, который впоследствии выступал в Большом вместе
с Собиновым.
В Москве отец, как ударник труда, ежемесячно
получал билеты на спектакли в Большой театр. С собой он брал
и детей. На Ивана Большой произвел огромное впечатление, и уже
с 13-14 лет он приобщился к оперному искусству, хорошо в нем
разбирался, знал всех ведущих актеров и исполняемые ими партии.
У него всегда была привычка напевать на ходу.
Однажды он бежал по коридору школы и "разливался"
в арии Гремина. Неожиданно кто-то поймал его за рукав и спросил:
- Стой, что поешь? - Как оказалось, это был
учитель пения Дмитриев.
- Да вроде арию Гремина.
- Какой у тебя слух хороший. Давай попробуем
под рояль?
- Давайте, - без всякого энтузиазма согласился
юноша.
Опыт оказался удачным. Учитель предложил исполнить
что-нибудь на школьном вечере. После нескольких репетиций Иван
выступил и с тех пор стал неизменным участником всех школьных
концертов. Как говорили тогда в школе, "у нас появился
свой Шаляпин".
Директор школы посоветовал ученику заняться
музыкой серьезнее, и в 1938 году, получив аттестат, Иван поступил
в театрально-музыкальное училище имени А.К. Глазунова. Однако
совмещать занятия пением со спортом оказалось невозможным, и
перед ним встала дилемма: спорт или пение. Спорт пришлось оставить.
В училище Иван занимался под руководством замечательных
педагогов Петра Александровича Котова (музыкально-теоретические
дисциплины), Владимира Николаевича Татаринова (актерское мастерство)
и артиста Большого театра Анатолия Константиновича Минеева (вокал).
На первом курсе в репертуаре были в основном легкие романсы
и вокализы Конконе и Зейдлера. Ему же хотелось петь арии. Однако
ему, обладателю баса, никак не удавалось взять более высокие
ноты - фа и соль первой октавы, которые нередко встречаются
в лучших басовых партиях. Много усилий пришлось приложить для
того, чтобы найти принцип постановки голоса на верхних нотах,
и уже на втором курсе вместо легких романсов А.К.Минеев дал
Ивану арию Филиппа из оперы Верди "Дон Карлос" - трудную
не только в вокальном отношении, но сложную и по внутреннему
содержанию. Молодой солист исполнил ее на концерте училища в
Колонном зале Дома союзов, и публика устроила ему овацию. К
нему пришел первый настоящий успех.
Еще будучи студентом, Иван понял, что все приемы
артистического мастерства, которые он открывал в музыкальных
или драматических спектаклях, могли помочь ему в становлении
как артиста. Поэтому всеми правдами и неправдами он старался
попасть не только в Большой театр, но и в Оперный театр имени
К. С. Станиславского, Музыкальный театр имени Вл.И.Немировича-Данченко,
во МХАТ, в театр Вахтангова, в Малый театр, где не пропускал
ни одного нового спектакля.
В 1939 году певец получил приглашение в оперный
ансамбль при Московской филармонии под руководством И.С.Козловского,
где он исполнял тогда в основном маленькие роли: Иоган ("Вертер"
Ж.Массне, 1939), Симон ("Данни Скикки" Д.Пуччини,
1940), Дикой ("Гроза" В.Трамбицкого). В 1941 году
ему предложили выучить партию Сальери из оперы Римского-Корсакова
"Моцарт и Сальери". Однако выучить ее Иван не успел
- началась война.
С началом Великой Отечественной войны ансамбль
расформировали, а Ивана в качестве солиста филармонии отправили
на обслуживание воинских частей. В октябре 1942 года он получил
повестку от директора филармонии об эвакуации во Фрунзе. Там
начал петь в концертах в сопровождении Государственного симфонического
оркестра СССР. Пел арии, патриотические песни, участвовал в
исполнении ораторий.
В составе концертных бригад выезжал на позиции
Брянского и Волховского фронтов. За шесть месяцев (ноябрь 1942
- май 1943 гг.) артисты дали около трехсот концертов. Выступали
в избах, землянках, в разбитых, продуваемых всеми ветрами зданиях,
на открытом воздухе. 30 апреля 1943 года Иван стал солистом
Большого театра, но и в новом качестве он не терял связи с армией:
в составе концертных бригад продолжал обслуживать фронты. Да
и все последующие годы всегда с удовольствием выступал перед
солдатами и офицерами, за что получил немало почетных грамот
и благодарностей.
Его приход в Большой театр совпал со временем
его необычайного расцвета. Труппа того периода состояла из великолепных
певцов, которыми руководили первоклассные дирижеры, режиссеры,
художники. Здесь молодой солист получил бесценные уроки мастерства
от таких ярких представителей оперного искусства того времени,
как Александр Степанович Пирогов, Марк Осипович Рейзен, Максим
Дормидонтович Михайлов, Василий Никитич Лубенцов, Борис Николаевич
Бугайский, исполнявших тогда весь басовый репертуар Большого
театра. Ему довелось выступать на сцене со знаменитыми тенорами
С. Я. Лемешевым и И. С. Козловским, баритонами В.Ф. Любченко
и А. И. Батуриным.
В начале творческой карьеры в Большом молодому
артисту поручали в основном небольшие роли. В исполнительском
плане они давались ему легко. Сложнее было с их сценическим
воплощением. Дело в том, что басам чаще всего поручаются роли
стариков или людей степенных. Все эти роли требуют определенного
грима: седая борода, усы, насупленные брови, седой парик. Иван
же был молод, и как он ни старался, как ни клеил усы и брови,
как ни гримировался, ни подкладывал специальные толщинки, ему
говорили: "Как ты, Ваня, ни стремишься скрыть свою молодость,
как ни гримируешься, а со сцены на нас смотрят молодые, юношеские
глаза".
Певец много работал над своими ролями, учил
все новые и новые партии, и только за 1943 год выступил в семи
операх: Анжелотти ("Тоска" Д. Пуччини), Старый слуга
("Демон" Н. Рубинштейна), Сурин ("Пиковая дама"
П. Чайковского), Немецкий офицер ("В огне" Д. Кабалевского),
Монтероне ("Риголетто" Д. Верди), Гремин ("Евгений
Онегин" П. Чайковского), Царь ("Аида" Д. Верди).
Однажды во время премьеры оперы Серова "Вражья
сила" в ложе появился И. В. Сталин. В антракте он вызвал
к себе директора театра и сказал: "Мне нравится молодой
исполнитель, его чудесный голос. Но что это за фамилия - Краузе?
Мы только что пережили страшную войну. В людях еще сохраняется
неприязнь к немецким фамилиям. Передайте ему пожелание: пусть
возьмет себе какой-нибудь псевдоним". Директор передал
пожелание Сталина. Артист стал советоваться с семьей и друзьями,
какую фамилию ему выбрать.
Случилось, что Сталин вновь пришел в театр
и опять вызвал директора: "Ну что, вы передали солисту
Краузе мое пожелание? Напомните, пожалуйста, ему еще раз".
Директор в волнении пришел в гримерную и сказал: "Ваня,
ты фамилию еще не выбрал? Поторопись. Третьего раза может и
не быть". И тогда Иван решил взять фамилию жены - Петров.
Это имя впоследствии стало всемирно известным.
Всего за годы выступления на сцене Большого
(с мая 1943 по октябрь 1970 года) И. И. Петров исполнил весь
басовый репертуар театра. Более пятидесяти раз он выезжал с
гастролями за рубеж. В 1954 году во время гастролей во Франции
в театре "Гранд Опера" за исполнение ролей Бориса
Годунова в одноименной опере М. П. Мусоргского и Мефистофиля
в опере Гуно "Фауст" был удостоен звания почетного
члена Гранд опера. Он записал около 90 грампластинок в стране
и за рубежом, в том числе в Германии, США, Италии, Франции,
Финляндии, Японии; снялся в фильме-опере "Евгений Онегин"
в роли Гремина, а также в фильме "Всадник без головы",
где исполнил роль Зеба Стампа.
Параллельно И.И. Петров вел активную концертную
деятельность, выступая с сольными концертами по всему Советскому
Союзу. В камерном репертуаре И.И. Петрова было более двухсот
произведений - романсы и песни русских композиторов, народные
песни, произведения советских композиторов, а также романсы
и песни европейских и американских композиторов. Часто выступал,
солировал в кантатах, ораториях, симфониях.
И. И. Петров - Народный артист СССР (1959),
дважды лауреат Государственной премии СССР (1949 - за создание
роли Кочубея в опере "Мазепа" П. И. Чайковского; 1950
- за создание образа Досифея в опере "Хованщина" М.
П. Мусоргского), кавалер орденов Ленина (1967), Дружбы народов
(1976), лауреат Международных конкурсов вокалистов в Праге (1947)
и Будапеште (1949). Награжден многими медалями. В 1995 году
был избран почетным членом Международного союза музыкальных
деятелей.
И. И. Петров - автор многочисленных статей
и очерков, связанных с музыкальной культурой. В 1997 году он
написал книгу "Четверть века в Большом".
Среди его пристрастий - музыка, русская и западная
литература, фильмы о любви, дружбе, верности, патриотизме. Иван
Иванович поддерживает теплые дружеские отношения со многими
артистами Большого и Малого театров, МХАТа, театра имени Е.
Вахтангова.
Многие годы его любимым отдыхом были путешествия
на автомобиле. На своей машине он совершил поездки в Ленинград,
Минск, Киев, Горький, Тбилиси, другие города. В период застройки
дачного участка освоил профессии штукатура, жестянщика, слесаря,
маляра, плотника, столяра.
Сейчас большое внимание И. И. Петров уделяет
воспитанию молодых исполнителей. В качестве председателя, заместителя
председателя, члена жюри участвует в музыкальных конкурсах имени
Чайковского, Глинки, Рахманинова, Шаляпина. В рамках Международного
союза музыкальных деятелей участвовал в музыкальных конкурсах
во Франции, Греции, Швейцарии, Румынии. Проводит много встреч
с молодыми солистами, помогает им постигать секреты высокого
исполнительского искусства ценными советами и теплой дружеской
критикой.
Живет и работает в Москве.