МАРКИН
Николай Александрович
Лауреат Государственной премии
СССР, Заслуженный художник РСФСР
|
|
Родился 28 июня
1921 года в деревне Курочкино Чувашской ССР на берегах Волги,
в русской семье. Отец — Маркин Александр Степанович (1896—1933)
Мать — Маркина Екатерина Акимовна (1895—1972). Супруга — Маркина
Александра Осиповна, педагог, преподавала историю и конституцию
в московских школах. Дочь — Маркина Татьяна Николаевна, инженер,
Заслуженный машиностроитель, работала в космической промышленности.
Внуки: Екатерина (1977 г. рожд.) и Ольга (1979 г. рожд.). Правнуки:
Ольга, Алена, Илья.
Отец Николая работал в сельском хозяйстве, на водном транспорте.
Работа на реке сезонная, и, чтобы прокормить четверых детей,
в 1930 году семья перебралась в поселок Василево (ныне город
Чкаловск), на родину великого летчика В.П. Чкалова. Младший
сын в семье мельника – Александр Степанович ничего не унаследовал
от отца и всю жизнь много работал, но в 1933 году был арестован
как сын кулака. Тогда родные видели его в последний раз. Шли
тяжелые 30-е годы, и Екатерина Акимовна стала работать санитаркой
в больнице.
Николаю исполнилось тогда 11 лет, он был старшим сыном в семье.
Мечтал быть летчиком, как легендарный Чкалов, но зрение подвело
— очень много читал. Уже в школе полюбил рисовать и после 8-го
класса поступил в Ярославское художественное училище. Учился
хорошо и мечтал об Академии художеств. Но тут грянула война.
Сразу после получения аттестата Николай был призван на фронт.
Осенью 1941 года его направили в Киевское пехотно-пулеметное
военное училище, которое было тогда эвакуировано в город Ачинск
Красноярского края.
Уже начинались экзамены по окончании 6-месячной программы, но
после известного приказа № 227, летом 1942 года, всех курсантов
отправили на запад. Прибыв в город Вольск, курсанты распределились
по воинским частям, и Николай получил направление пулеметчиком
учебно-стрелкового батальона в 112-ю стрелковую дивизию, которой
командовал И.Е. Ермолкин.
Скрытно, только ночами продвигалась дивизия к излучине реки
Дон. Здесь приняли первый бой и дальше в кровопролитных, почти
непрерывных боях с наступающими немецкими танками и под постоянной
бомбежкой с воздуха они отступали к внешнему обводу обороны
Сталинграда. Николай получил осколочное ранение, был контужен,
но остался в строю. Ему довелось участвовать в обороне высоты
101 — Мамаева кургана. 112-я дивизия находилась в составе 64-й
армии генерала М.С. Шумилова. Под натиском фашистских сил Сталинградский
фронт был разрезан в районе реки Царицы, и дивизия оказалась
в составе 62-й армии. С полками переправившегося через Волгу
генерала А.И. Родимцева она сражалась за Мамаев курган со стороны
Волги. В этих жесточайших боях Николаю Маркину везло — удалось
уцелеть. Когда немецкие силы были направлены на захват заводов
Сталинграда, 112-я дивизия обороняла район Тракторного завода.
Пулеметный батальон бросали в самые «горячие» места, и Николай
снова был ранен. В одном из боев погибли командир дивизии и
его заместитель. От дивизии тогда осталось около сотни бойцов.
В ноябре 1942 года при переформировании дивизии Николай Маркин
с немногочисленной группой бойцов был отправлен на вновь созданный
Донской фронт под командованием генерала К.К. Рокоссовского
и стал пулеметчиком второй роты 538-го стрелкового полка 120-й
дивизии полковника К.К. Джахуа. 19 ноября после невиданной силы
артподготовки, в туманный день началось наступление наших войск
по окружению армии Паулюса в Сталинграде. Тяжелыми были бои
в заснеженной степи. Особенно сложно было с набивкой льняных
влажных лент для пулеметов «Максим». В декабре в Иловлинском
районе немецкий снайпер тяжело ранил Николая в плечо. Пуля попала
под ключицу, нервы были перебиты, и рука висела, словно плеть.
Долгие месяцы лечения в эвакогоспитале и две перенесенные операции
не помогли полностью восстановить здоровье, и осенью 1943 года
Николай Маркин вернулся к матери и сестрам в Чкаловск.
Шел третий год войны, и все силы огромная страна отдавала фронту.
Но и в тылу продолжалась жизнь, и Николаю Александровичу удалось
найти применение своему художественному образованию. Некоторое
время он работал художником-оформителем в районном Доме культуры,
а с 1944 года стал сотрудником мемориального музея В.П. Чкалова.
Музей открылся в 1940 году, и к этому времени его экспозиция
еще не полностью сложилась. Николай Александрович работал над
ее расширением, а также проводил экскурсии для посетителей по
музею и ангару, где хранились самолеты, на которых летал знаменитый
летчик.
В Чкаловске Николай Александрович женился. После войны, когда
сестры его окончили школу и стали студентками пединститутов,
он хотел учиться в Московском художественном училище имени Сурикова,
но не осталось работ, чтобы представить их для поступления.
Тогда он решил поступить во Всесоюзный государственный институт
кинематографии (ВГИК) и сдал экзамены успешно.
Н.А. Маркин окончил с отличием художественный факультет ВГИКа
и получил направление на работу на киностудию «Мосфильм». Здесь
все его творческие способности и силы были отданы созданию художественных
фильмов. Среди них — «Обыкновенный человек», «Последние залпы»
по повести Ю. Бондарева, «Двое в степи» по повести Э. Казакевича,
«Вий» в постановке А. Птушко, последний фильм Л.И. Гайдая «На
Дерибасовской хорошая погода…».
Н.А. Маркин — художник-постановщик известных телевизионных фильмов
по произведениям А.И. Иванова «Тени исчезают в полдень» и «Вечный
зов». В 1979 году за создание картины «Вечный зов» основной
творческой группе, и Николаю Александровичу в том числе, была
присуждена Государственная премия СССР. В 1976 году он был награжден
орденом Трудового Красного Знамени за работу в кино, а позже
получил звание «Заслуженный художник РСФСР».
Еще с первых послевоенных лет Н.А. Маркин часто становился участником
различных художественных выставок. В городе Чкаловске выставкой
художника Маркина открылась картинная галерея имени Александра
Каманина (народного художника России). В этой галерее собрано
несколько сотен работ художников — уроженцев города Чкаловска.
Н.А. Маркин — участник выставок МОСХ, выставок художников театра
и кино. В течение последних лет работает в жюри ежегодного Московского
международного форума «Одаренные дети». Как художник-ветеран
он постоянно участвует в ежегодных выставках ко Дню Победы.
Награжден орденом Отечественной войны I степени, орденом Славы
III степени, медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над
Германией» и многими другими наградами.
Живет в Москве.
|