ЛЕЗЖОВ
Иван Иванович
Герой Советского Союза, генерал-майор
авиации, кандидат военных наук, профессор, академик Академии проблем
обороны, безопасности и правопорядка
|
|
Родился 19 сентября
1923 года в городе Кашира Московской области, в крестьянской
семье. Отец — Иван Иванович (1895 г. рожд.). Мать — Анастасия
Петровна (1900 г. рожд.). Дочери: Ирина Ивановна (1957 г. рожд.),
окончила Московский авиационный институт, майор таможенной службы;
Елена Ивановна (1959 г. рожд.), окончила 2-й Московский медицинский
институт, врач.
Окончив 7 классов и прибавив к своему возрасту два с половиной
года, Иван ушел от родителей и устроился работать на Мытищинский
вагоностроительный завод. Вечерами учился в механическом техникуме
при заводе. В июне 1940 года по призыву комсомола он поступил
в Тамбовскую летную школу, на ускоренный курс, в экспериментальную
летную группу. В июне 1941 года, окончив полеты на СБ в Тамбове,
вместе с авиашколой эвакуировался в город Джизак (Средняя Азия),
где некоторое время был техником самолета УСБ. Затем его направили
в город Давлеканово (Башкирия), в разведывательное авиационное
училище, где проходила подготовка разведывательных экипажей
на самолетах Пе-2.
5 января 1943 года Иван Лезжов прибыл в 215-ю дальнюю разведывательную
авиационную эскадрилью, которая базировалась на аэродроме Мостовская,
юго-восточнее Сталинграда. Эскадрилья вошла в состав 4-го отдельного
дальнего разведывательного авиационного полка Ставки ВГК (переименован
в 98-й гвардейский одрап Ставки ВГК).
В Сталинграде разведэкипаж Лезжова получает свое первое боевое
задание: сфотографировать с воздуха окруженную группировку противника.
Воздушные разведчики вернулись с ценными документами, которые
были использованы в завершающий период разгрома немцев в Сталинграде.
После первого задания было множество других.
Ночью 7 июля 1943 года экипаж Лезжова был срочно вызван на командный
пункт оперативной группы командиром эскадрильи майором Плитка,
который в присутствии заместителя командира полка майора Исаева
поставил экипажу задачу: определить и сфотографировать направление
выдвижения немецкой дивизии из города Харьков.
Линию фронта пересекли на высоте около 7000 м между Обоянью
и Прохоровкой в направлении Белгорода. Она просматривалась через
густую дымку вспышками огней и белыми островками дыма. Белгород
встретил летчиков зенитным огнем. На железной дороге они увидели
два эшелона с дымом паровозов. Однако фотографирование было
невозможно из-за сильной дымки. Продолжая курс на Харьков, они
обнаружили еще пять железнодорожных эшелонов. Харьков также
встретил зенитным огнем. Параллельно железной дороге по шоссе
двигались колонны войск тоже в направлении Белгорода.
Фотоаппарат включен. Идет съемка. Лезжов произвел небольшие
развороты только скольжением самолета, чтобы фотографируемые
объекты не вышли из кадра. Открытым текстом дважды передал по
радио: из Харькова на Белгород движутся семь железнодорожных
эшелонов, по шоссейной и проселочным дорогам идут большие колонны
войск.
Фотоаппарат еще работал, когда мощный зенитный огонь прекратился,
а со стороны солнца выскочили немецкие истребители Ф-190. Лезжов
резко отвернул влево, чтобы уйти от атаки. Но тут Ф-190 пулеметным
огнем нанес удар по правому мотору самолета-разведчика. Пе-2
перестал слушаться рулей, начал гореть. Стрелок-радист Сергеев
сбил вражеский истребитель. Штурман Снегирев сбил еще один истребитель
и подбил второй. Но сам был тяжело ранен и упал на пол кабины.
Тут выходящий из атаки Ф-190 оказался перед носом Пе-2. Лезжов
нажал на кнопку стрельбы двух носовых пулеметов, и истребитель
противника взорвался. Взрывом снесло почти всю носовую часть
Пе-2, который начал падать.
Горящий самолет, планируя, упал на склон холма на берегу реки
Псел и развалился на части. Невдалеке был медсанбат. Лезжова
и штурмана вытащили из-под обломков. Стрелок-радист Сергеев,
видя, что первая помощь его товарищам оказана, на попутном транспорте
добрался до аэродрома. Раненых летчиков отправили во фронтовой
госпиталь в Курске. На следующий день (8 июля) их извлекли из
полуразрушенного ночной бомбардировкой госпиталя, погрузили
в отлетавший в Москву самолет Ли-2 и доставили в Сокольники
в авиационный госпиталь в сопровождении врача полка В.А. Иванова.
В госпитале экипаж был награжден орденами Красного Знамени.
После выздоровления И. Лезжов вернулся на фронт, участвовал
в Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской, Берлинской, Пражской
операциях. Над десятками объектов, а среди них: Киев, Краков,
Варшава, Бреслау, Лейпциг, Мюнхен, Арденны, огромный Рур — на
предельной высоте пролетал Пе-2 лейтенанта Лезжова, запечатлевая
на фотопленку расположение фашистских войск, штабов, передвижение
воинских эшелонов... Одним из первых еще в 1944 году осуществил
Иван Иванович фотографирование Берлина и его окрестностей.
9 января по команде штаба фронта 6 самолетов Як-9ДД во главе
с И. Лезжовым произвели утром посадку на бывшем немецком полевом
аэродроме в северной части Сандомирского плацдарма в 5—6 км
от линии фронта. Перед наступлением темноты аэродром подвергся
усиленному обстрелу дальнобойной артиллерией немцев. Под обстрелом
летчики по команде Лезжова буквально впрыгнули в кабины самолетов
и начали по одному взлетать на аэродром Лабуне. Перед взлетом
последним Лезжов успел передать распоряжение наземным службам
оставаться на месте. Вокруг аэродрома было вырыто большое количество
окопов и траншей, в которых укрывались оставшиеся на аэродроме.
Самолеты при обстреле повреждений не получили.
После посадки в Лабуне командир эскадрильи Виктор Сачков доложил
на командный пункт фронта и в штаб полка о благополучном выводе
самолетов из-под обстрела, а затем получил распоряжение — группе
находиться в постоянной готовности к немедленному вылету на
аэродром плацдарма по дополнительной команде. Радиостанции самолетов
группы были настроены на волну радиостанции разведуправления
фронта.
Погода с каждым днем ухудшалась. Видимость — менее 2 км, высота
нижнего края облачности — 100—150 м, и поэтому авиация в районе
Сандомир — Лабуне оставалась на своих аэродромах.
11 января 1945 года за час до наступления темноты поступил приказ
с командного пункта фронта: группе взлет немедленно с посадкой
на аэродроме плацдарма. Посадку на плацдарме производили с ходу,
при полном радиомолчании. Все самолеты разместили в удобном
положении каждой пары для немедленного взлета.
Сандомирско-Силезская наступательная операция войск 1-го Украинского
фронта началась утром 12 января 1945 года без участия наших
ВВС из-за плохих метеоусловий (сплошная облачность высотою 10—20
м над холмами и видимость менее 1000 м). Однако случайно прорвавшийся
с юго-восточного направления одиночный летчик-разведчик на штурмовике
Ил-2 доложил на КП фронта, что к району прорыва наших войск
подходит колонна из более 70 танков противника (хотя прорыв
еще не начинался).
С началом проведения войсками фронта мощной артиллерийской подготовки
поступил приказ по радио из разведуправления фронта: лично Лезжову
с напарником (ведомым) немедленно взлететь при любых метеоусловиях,
провести разведку шоссейных дорог на территории противника,
подходящих к Сандомирскому плацдарму от пункта Хмельник и других.
Взлетев в сторону реки Вислы, развернулись и, буквально прижимаясь
к верхушкам деревьев, воткнулись в огненные трассы артподготовки.
Вокруг самолетов бушевал артиллерийский и минометный огонь с
обеих сторон, а низкая облачность стала желто-красной. Как они
проскочили это огненное решето — непонятно. Маневрируя между
холмами с закрытыми облачностью вершинами, разведчики не обнаружили
никаких колонн. Но затем, огибая очередной холм, Лезжов увидел
на шоссейной дороге часть колонны автомашин с выгружающейся
пехотой. В этот момент в шлемофоне раздался испуганный голос
ведомого Николая Середы: «Командир, я потерял тебя, нахожусь
в облаках». Продолжая разворот для полета вдоль всей колонны
на запад, Лезжов ответил: «Коля, пробивай облачность вверх и
с курсом 90° следуй на свою территорию». В процессе облета территории
Лезжов установил, что в колонне, прибывшей с запада, более 70
автомашин с выгружающейся пехотой, но не обнаружил в ней танков.
Передав открытым текстом на КП фронта об обнаружении колонны
автомашин без танков, получив в ответ благодарность, Лезжов
обследовал почти все шоссейные дороги с запада и с юго-запада.
Передав на КП фронта, что танков противника не обнаружил, Лезжов
начал запрашивать своего ведомого о его местонахождении. Не
получив ответа, вышел на хорошо знакомый ориентир — слияние
рек, зашел на посадку на аэродром на плацдарме. Передав в Лабуне
сообщение о выполнении задания КП фронта, об исчезновении ведомого
и о нелетной погоде на плацдарме, Лезжов попросил Виктора Сачкова
сообщить в случае обнаружения ведомого.
Николай Середа был прекрасным летчиком, строго сохранял свое
место в строю пары, но не имел практики полета в облаках. Утром
13 января Лезжов получил из разведуправления фронта радостное
сообщение: «Ваш ведомый совершил посадку на аэродроме Мелец.
Жив и здоров».
Войска 1-го Украинского фронта с Сандомирского плацдарма, прорвав
оборону противника, в течение двух дней продвинулись на 25—40
км и расширили прорыв до 60 км.
Разведэкипажи с аэродрома на плацдарме по погодным условиям
в эти дни не летали. Полеты на разведку продолжали с аэродрома
Лабуне. Используя сложившуюся обстановку, по разрешению Виктора
Сачкова Лезжов на своем самолете Як-9ДД прибыл в Лабуне. Там
он узнал, что поступило распоряжение о перебазировании всей
эскадрильи на аэродром плацдарма.
В ночь на 9 мая личный состав эскадрильи и базирующегося вместе
с ней полка штурмовиков на Ил-2 собрался в столовой. Зал гудел
как встревоженный улей в ожидании экстренных сообщений из Москвы.
Неожиданно вокруг аэродрома разразилась настоящая канонада.
Все выскочили из столовой и среди грохота услышали радостное:
«Мир! Мир! Мир! Война закончена».
Утром 9 мая в эскадрилью прибыли из разведуправления фронта
несколько офицеров, которые установили на самолете Лезжова специальную
радиостанцию. Офицеры также сообщили, что время его взлета вместе
с ведомым для нахождения над Прагой в момент встречи в центре
города передовых частей 1-го Украинского фронта с частями 2-го
и 4-го Украинских фронтов и передачи сообщения по радио об этом
факте всему миру будет указано из штаба 1-го Украинского фронта.
Поступила команда на взлет и следование к городу Праге. Над
городом на высоте около 3000 м встали в растянутый круг и внимательно
стали наблюдать за продвижением танковых групп по улицам Праги.
И в момент, когда две танковые колонны встретились, Лезжов включил
радиостанцию и в течение более 45 минут, кружась над Прагой,
четким и радостным голосом передавал: «Слушайте все, слушайте
люди мира, 1-й и 2-й Украинские фронты соединились в Праге».
И так на весь мир, повторяя через каждые 2 минуты, звучал его
голос. Это был незабываемый на всю жизнь и волнующий эпизод
окончания Великой Отечественной войны.
10 мая пара Як-9ДД Ивана Лезжова, а также пары Евгения Мартынова
и Федора Неминущего произвели по два вылета на обнаружение и
фотографирование движения нескольких колонн немецкой группы
армий «Австрия», которые, прорвавшись из нашего окружения западнее
Праги, спешно двигались в зону к американцам. Вели также разведку
расположения окруженной немецкой группировки войск генерала
Шернера восточнее Праги, а также двигающихся ускоренным маршем
на восток остатков дивизии власовцев.
Всего за годы войны Иван Иванович совершил 238 боевых вылетов
на дальнюю разведку, был дважды ранен и контужен.
29 июня 1945 года старшему лейтенанту авиации И.И. Лезжову присвоено
звание Героя Советского Союза.
После окончания командной академии ВВС в 1950 году И.И. Лезжов
назначен заместителем командира, а затем командиром отдельного
разведывательного авиационного полка. В 1951 году он переведен
в Генеральный штаб. После обучения в Военно-дипломатической
академии работал в Генеральном штабе, затем находился на дипломатической
работе в США и ФРГ.
Окончив Академию Генерального штаба, вернулся в войска на должность
начальника оперативного отдела — заместителя начальника штаба
17-й воздушной армии в Киеве, с декабря 1973 по сентябрь 1977
года — начальник штаба 23-й воздушной армии в Забайкалье.
Далее работал начальником кафедры тактики и оперативного искусства
Военно-воздушной академии имени Жуковского. Защитил диссертацию
на соискание ученой степени кандидата военных наук. Ныне — профессор,
академик Академии проблем обороны безопасности и правопорядка.
И.И. Лезжов — участник боевых действий в Афганистане и Анголе.
После увольнения в запас в 1985 году работал в должности начальника
одного из управлений Министерства внешней торговли СССР и начальником
отдела Управления кадров Торгово-промышленной палаты.
Участник исторического Парада Победы 1945 года, юбилейных парадов
Победы 1985 и 1995 годов и командир сводного полка 1-го Украинского
фронта на Параде Победы 2000 года.
В настоящее время И.И. Лезжов — президент Всероссийского фонда
социальной защиты бывших военнослужащих, заместитель председателя
правления Московского клуба Героев и кавалеров ордена Славы
3-х степеней, член правления Российской ассоциации Героев, член
Совета Московского дома ветеранов.
Живет в Москве.
|