Родился 25 октября
1917 года в небольшой деревеньке на Харьковщине. Отец, Николай
Григорьевич, - местный лесничий. Мать, Анна Яковлевна, - домохозяйка.
Супруга, Тамара Ивановна (1918 г. рожд.), - домохозяйка. Сын,
Борис Алексеевич (1940 г. рожд.), - полковник авиации. Дочь,
Тамара Алексеевна (1945 г. рожд.), - пенсионерка.
Родители с детских лет приучали сына к труду,
воспитывали любовь к людям, к лесу, к родной природе. После
окончания семилетки, 14-летний Алеша вступил в трудовую жизнь:
стал членом колхоза "Червоный факел". Надо было помогать
семье, где росли младший брат и сестренка. Однако тяга к знаниям
вскоре привела его в школу крестьянской молодежи, а затем -
на рабфак Харьковского зоотехнического института. В 1935 году
он перешагнул порог института. Но в том же году - по комсомольскому
набору и исполняя свою тайную мечту - встал в строй курсантов
Чугуевского военно-авиационного училища.
Отец одобрил выбор сына. Мать же тихо возразила:
"Лучше бы ты, Алеша, вместе с отцом работал, целый день
в лесу, на свежем воздухе!"
Весь жар своего сердца вложил Алексей в любимое
дело. Три курсантских года пролетели как одно счастливое, радостное
мгновение. И вот он, в новеньких лейтенантских петлицах, - младший
летчик подмосковного истребительного авиационного полка.
Он в совершенстве овладевает своим самолетом,
в полете сливается с ним воедино. Ему нередко кажется, что будто
летает он уже всю жизнь. Как опытного летчика, его включают
в состав парадного расчета для праздничного полета над Красной
площадью. И он гордится этим. Именно тогда он приобрел навыки
слетанности, строгого соблюдения дистанции и строевой дисциплины.
Это потом пригодилось ему в боевых сражениях с фашистскими стервятниками,
которые уже в первые месяцы войны стали проникать в московское
небо.
Лейтенант Катрич с нетерпением ждал встречи
с врагом, мысленно представляя ход схватки. И этот день настал!
...11 августа 1941 года, оторвавшись от бетонки
аэродрома и привычно убрав шасси, он на своем МиГе взмыл в подмосковное
небо на свободный поиск врага. Набрал более 7000 метров, стал
напряженно вглядываться в безбрежный воздушный океан. Вскоре
заметил в вышине инверсионный след самолета. Надев кислородную
маску, бросился в погоню и настиг врага. Это оказался новейший
фашистский бомбардировщик "Дорнье-217".
Катрич хорошо знал этот самолет, помнил, что
его пулеметы бьют дальше, чем пулеметы МиГа. Но ни секунды не
раздумывая, он ринулся в атаку. Приблизившись со стороны солнца,
с 200 метров дал длинную очередь из всех пулеметов. Затем еще
и еще, перенося огонь с фюзеляжа на моторы и кабину летчиков.
Но бомбардировщик, несмотря на дымный след
от одного из моторов, продолжал свой путь. Катрич решил дальше
поливать вражеский самолет свинцом. Но пулеметы вдруг замолкли
- кончился боекомплект. Молниеносно принял решение: идти на
таран! Им владела одна-единственная мысль: уничтожить врага.
Сохраняя твердость рук, он прибавил скорость
и, как в парадном строю над Красной площадью, максимально приблизился
к фашисту. Неуловимым движением сектора газа ювелирно подал
свой МиГ вперед, к хвостовому оперению бомбардировщика. Выровнял
скорость. Еще мгновение, и винт, вращаясь с бешеной скоростью,
коснулся врага, срезав ему стабилизатор. Истребитель Алексея
вздрогнул, мотор затрясло, но летчик, убрав газ, отвернул, вывел
самолет из пикирования и, умело регулируя обороты погнутого
винта, с трудом, но благополучно дотянул до родного аэродрома.
А "Дорнье", лишенный управления, быстро потерял высоту
и через какие-то мгновения с грохотом врезался в землю.
Так отважный летчик Алексей Катрич впервые
в истории авиации, совершил высотный таран, уничтожил врага
и сохранил свой самолет!
После посадки он подошел к погнутому, но выдержавшему
тяжелейшее испытание винту. С какой благодарностью обнял бы
он в ту минуту хозяина рабочих рук, изготовивших этот винт!
На следующий день, после замены винта, лейтенант Катрич снова
поднялся в небо на боевое дежурство. Счет сбитым воздушным стервятникам
был не только открыт, но и стал активно пополняться: 17 октября
был сбит "Хейнкель-111", 27 октября - "Мессершмитт-109".
29 октября Катрич вернулся из очередного боевого
вылета. Чуть пошатываясь от усталости, с восполенными от напряжения
глазами, четко доложил:
- У Ново-Петровского сбил бомбардировщик "Ю-88"...
Готов к выполнению нового задания.
- Алеша, дорогой! - радостно кричали товарищи.
- Вот Указ. Тебе присвоено звание Героя Советского Союза! Поздравляем!!!
- Спасибо, друзья! - ответил взволнованный
летчик.
Так в первые же месяцы войны 24-летний летчик-истребитель
лейтенант Алексей Катрич получил самую высокую награду Родины.
7 июня 1943 года в авиаполк, где капитан Катрич
уже командовал эскадрильей, пришло письмо от председателя колхоза
"Чапаевец" (Чапаевский район Саратовской области)
Ивана Дмитриевича Фролова. Он сообщал, что на свои трудовые
сбережения приобрел боевой истребитель и очень рад, узнав, что
его вручили Катричу: "...я горжусь, что моим самолетом
управляете Вы, Герой Советского Союза. Путь сотни фрицев найдут
себе могилу от Ваших ударов. Я уверен, что на этом самолете
Вы собьете не одного фашистского стервятника!..".
В тот же день летчик отправил ответное письмо:
"... мне приятно сообщить, что боевой счет на Вашем самолете
уже открыт. Несколько дней назад я и гвардии старший лейтенант
Крюков сбили немецкого ночного хищника "Юнкерс-88".
Путь это будет первый, но далеко не последний немецкий самолет,
сбитый нашими общими усилиями".
И герой неуклонно держал свое гвардейское слово,
увеличивал счет уничтоженных фашистов.
Настало лето 1944 года. Давно освобождены Киев
и Харьков. Но враг еще силен, его надо добивать. Нужны самолеты.
Коллектив Харьковского управления лесного хозяйства принимает
решение: собрать добровольные взносы на постройку трех боевых
самолетов и передать их в авиаполк, где отважно сражается с
врагом их земляк - сын лесника Николая Григорьевича Катрича
Герой Советского Союза Алексей Катрич. Собрали более 300 000
рублей. Верховный Главнокомандующий одобрил патриотический почин
харьковских лесоводов, выразил им благодарность.
Для передачи боевых самолетов в Москву прибыла
делегация харьковчан. В числе гостей были и родители Героя -
Николай Григорьевич и Анна Яковлевна. И как бывает в подобных
случаях - торжественный митинг на Центральном аэродроме. Объятия,
напутствия, сердечные благодарности.
Горячо пожав руки землякам, крепко расцеловав
мать и отца, Алексей, переодевшись в летно-высотную форму, поднялся
в кабину новенького сверхскоростного Яка. На его фюзеляже написано:
"Харьков - земляку Герою Советского Союза Алексею Катричу".
Заняли места в двух таких же "яках" сослуживцы Катрича.
Взревели двигатели, самолеты взмыли в небо. А Анна Яковлевна,
три года не видевшая сына и лишь однажды получившая от партизан
весточку о геройских подвигах любимого Алеши, все смотрела и
смотрела вслед, утирая кончиком платка набежавшие слезы.
За годы войны летчик-истребитель А.Н. Катрич
совершил 250 боевых вылетов, участвовал в многочисленных воздушных
сражениях, сбил 14 фашистских самолетов.
По окончании войны он - слушатель Военно-воздушной
академии. Затем командовал авиационной дивизией. Ему присвоено
генеральское звание. И опять - ежедневные полеты на новых сверхскоростных
реактивных истребителях. В 1957 - 1959 годах снова учеба. На
этот раз - в Академии Генерального штаба. После академии - служба
на ответственных постах: заместитель командующего воздушной
армией, затем - начальник Управления боевой подготовки ВВС страны,
командующий воздушной армией Группы войск в Германии.
За освоение новейших образцов боевых самолетов
Указом Президиума Верховного Совета СССР генералу Катричу было
присвоено почетное звание "Заслуженный военный летчик СССР".
В 1973 году Алексея Николаевича назначают заместителем министра
Гражданской авиации СССР.
Только в 1987 году, в 70 лет, Алексей Николаевич,
пройдя труднейший боевой путь от лейтенанта до генерал-полковника,
оставил службу и ушел на заслуженный отдых.
В настоящее время живет в Москве.